Инновации в управлении юридическим обслуживанием, смена вектора и внедрение формата В2В

Инновации в управлении юридическим обслуживанием, смена вектора и внедрение формата В2В

Стремительное развитие бизнеса, совершенствование внутри корпоративных процессов и развитие информационных систем требует от юридических фирм перехода на иные механизмы и форматы собственной деятельности не только для повышения результативности, но и для совершенствования взаимоотношений с клиентами.

Одним из основных и наиболее прибыльных направлений юридического бизнеса является абонентское юридическое обслуживание других предприятий. Именно данное направление на сегодняшний момент переживает системный кризис и отсутствие взаимного понимания между фирмой и клиентом. Инновации в сфере обмена информацией и внедрение формата В2В, на наш взгляд, способствуют качественному обновлению данного сегмента деятельности юридической фирмы.

Формат В2В мы определяем как синтез всех существующих подходов к юридическому обслуживанию, наряду с совершенствованием корпоративных процессов и обмена информацией внутри юридической фирмы.

Рассмотрим основные подходы к юридическому обслуживанию как к услуге:

Первый подход – ситуационный, или «Заходи, если что!». При возникновении той или иной проблемы или в случае необходимости правовой обработки задачи клиент приходит в юридическую фирму, и фирма либо дает рекомендации по самостоятельному решению проблемы, либо назначает специалиста, который занимается решением проблемы самостоятельно, как правило, не стремясь к позитивному результату, а механически выполняя предусмотренные законом действия.

В данном подходе существует ряд минусов, которые не позволяют считать его современным и эффективным:

1. Оперативность – зачастую скорость обмена информацией между клиентом, фирмой и конкретным исполнителем поставленных задач крайне мала, что, соответственно, затрудняет принятие оптимальных, своевременных и эффективных решений.

2. Одна голова – хорошо, а нужно минимум две. Все правовые проблемы и задачи клиента требуют совершения множества действий. В самом общем виде это выглядит следующим образом (на примере арбитражных процессов): иск – процесс – решение – исполнение - результат исполнения. Каждый из этапов требует глубоких знаний и опыта практики. В итоге, даже если все этапы решения проблемы возложены на опытного и знающего свое дело сотрудника, в виду объема работы задача лишается оперативности выполнения, а иногда и актуальности решения. Современный подход к юридическому обслуживанию состоит в формировании рабочих групп юристов для решения конкретных проблем клиента, в таких группах должны присутствовать специалисты разных областей для того, чтобы принятое в пользу клиента решение арбитражного суда в конечном итоге было бы исполнимо.

Второй подход - полный или пакетный аутсорсинг. Клиент полностью или частично передает полномочия юридического департамента компании в управление юридической фирме. При этом фирма исполняет определенный набор функций юридического департамента (редко когда заменяет таковой в полном объеме). Юридическая фирма сама определяет методы и способы исполнения поручений клиента.

У данного подхода существуют минусы иного характера, как правило, не связанные с качеством юридического обслуживания:

1. Необходимо найти юридическую компанию с широким профилем работы и большим штатом квалифицированных юристов. Так как условия бизнеса таковы, что правовая его сторона постоянно расширяется, деятельность юридической фирмы при обслуживании клиента уже не концентрируется только в арбитражных судах и налоговых органах, а расширяется в сторону взаимодействия с органами ФАС России и иными правоохранительными и контролирующими структурами. 

2. Соответственная материальная нагрузка на предприятие клиента. Поскольку юридический бизнес – это, в первую очередь, именно бизнес, то чем обширнее штат компании и сложнее поставленные перед ней задачи, тем выше будет цена работы.

3. Зачастую юридические фирмы не всегда помогают своим клиентам правильно определить задачи сотрудничества, его этапы и конечные результаты, что приводит к отсутствию взаимного понимания проблемы и методов её решения.

4. Чем больше юридическая компания, тем меньше мотивация сотрудников. На сегодняшний момент на рынке юридического обслуживания присутствует масса компаний, предоставляющих соответствующие услуги. Среди всей массы при выборе обслуживающей компании необходимо иметь в виду, что уровень мотивации сотрудника юридической фирмы должен быть высоким, так как нередки случаи срыва исполнения задач клиента из-за увольнения сотрудников компании.

Итак, что же такое В2В в сегменте юридического обслуживания и для чего это нужно?

Определяя В2В как синтез всех имеющихся подходов к юридическому обслуживанию, следует выделить ряд особенностей, присущих данной корпоративной модели:

1. Высокоразвитая информационная составляющая юридической компании: скоростной обмен информацией, детальный и постоянный мониторинг законодательства и правоприменительной практики, взаимодействие со СМИ на уровне освещения тех или иных проблем.

2. Наличие высококлассного штата юристов, объединенных и мотивированных общими задачами и целями работы.

3. Наличие рабочих групп, создаваемых в зависимости от отрасли права или конкретной поставленной клиентом задачи.

4. Наличие в компании современного и адекватного менеджмента.

5. Нацеленность на взаимовыгодность отношений с клиентами – решение проблем чужого бизнеса для процветания собственного!

Памятка потребителю юридического обслуживания

Помните, что самый быстрый способ решения проблем и задач бизнеса, лежащих в правовом поле, не всегда эффективен. Юридические компании, которые не умеют занимать принципиальных позиций в работе над решением поставленных задач, как правило, выдают за результат собственной работы обычное течение событий. Если разобраться в ходе событий детально, эффективность таких юридических компаний сводится к отрицательным числовым значениям.

Компании, «кричащие» в своей рекламе об административных ресурсах, зачастую их не имеют вовсе.

Юридическое обслуживание, кроме того, что занимается решением задач и проблем клиента, должно также предоставлять ему в доступной форме информацию о том, как избежать проблем в будущем.

Юридическая компания, сотрудничество с которой напоминает визиты к участковому терапевту в районную поликлинику, не способна достичь положительных результатов.

Данная статья призвана помочь руководителям предприятий определиться с тем, что же такое юридическое обслуживание в его современном виде и формате. Итак, это «бизнес для бизнеса».

Данный критический анализ не является черным пиаром и не имеет отношения к рекламе.




2012-10-15