Шум и его влияние на водителя

Опасайтесь шума на дорогах

Если длительное нахождение за рулем — ваша профессия, вы — водитель автомобиля и ежедневно проводите в нем по несколько часов, помните о том, что практически каждую минуту вы подвержены воздействию вредных факторов, которые влияют на ваше самочувствие, а также способность вовремя и в полной мере контролировать ситуацию на дороге.

Одним из наиболее «мешающих» факторов является шум. Он сопровождает водителя на всем протяжении пути как по городским трассам, так и за городом. Как правило, водители по мере «нарастания» стажа просто перестают замечать гул дороги за окном, дребезжание разных элементов конструкции, рев двигателя. «Человек привыкает ко всему», и в данном случае привычка — плохой признак, организм уже смирился с неблагоприятной средой, которая тем временем продолжает воздействовать на него.

Чем грозят водителю шумные поездки?

Широкополосный шум оказывает угнетающее воздействие практически на все органы человека, наиболее страдают слуховые органы, угнетается нервная система. Организм человека негативно реагирует на длительное шумовое воздействие, у него нарушается точность движений, ухудшается зрение в сумеречное время суток, быстро наступает переутомление.

Параллельно изменяются в худшую сторону параметры функционирования сердечно-сосудистой системы: возникает тахикардия (нарушается сердечный ритм), происходит расширение или сужение сосудов, что приводит к сосудистой дистонии. Также изменяется ритм дыхания, возможны расстройства системы пищеварения. При постоянном воздействии шума вырастает вероятность возникновения гипертонии.

Многие водители жалуются на регулярные изматывающие головные боли, очень часто и здесь причина кроется именно в шумовом воздействии.

Есть ли допустимые ограничения?

Уровень шума в салоне автомобиля нормируется ГОСТом Р 51616-2000 «Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний». Именно в этом документе определены допустимые показатели уровня звука в кабине автомобилей различных категорий.

Необходимо упомянуть, что в России действуют Санитарные нормы, определяющие предельно допустимые уровни шума на рабочих местах. В числе прочих здесь указаны допустимые уровни шума на рабочем месте водителя, и эти предельные значения жестче, чем цифры, которые представлены в ГОСТ Р 51616. Но допустимые уровни, которые устанавливаются в СН 2.2.4/2.1.8.562-96, — 60 и 70 дБ(А) соответственно для легковых и грузовых автомобилей в режиме интенсивного разгона, фактически недостижимы для большинства автомобилей. Также в указанном СанПине не приводятся стандартизированные методы испытаний, а значит, возникает возможность различных толкований результатов замеров.

По ГОСТ Р 51616-2000, для транспортных средств категории M1 (автомобилей, которые используются для перевозки пассажиров и имеют помимо места водителя не более 8 сидячих мест; за исключением транспортных средств с полукапотной или вагонной компоновкой кузова) при интенсивном разгоне (максимальная скорость в конце разгона — не более  120 км/ч), а также при постоянной скорости на высшей передаче, допустим уровень звука до 78 дБА .

Таким образом, если уровень шума в вашем автомобиле категории M1 — 78 дБА, то можно считать, что все в порядке? На самом деле все относительно. Комфортным для человека уровнем шума считается показатель около 50 дБ, 78 дБА — это очень шумно.

Откуда «звук»?

На уровень шума в салоне влияет множество факторов, наиболее важные из них: тип конструкции автомобиля, его техническое состояние. Немалое влияние оказывает эргономические характеристики кабины, вес автомобиля, состояние дорог, скоростной режим и пр.

При проведении исследований было выяснено, что в абсолютном большинстве автомобилей распространенных марок и моделей уровень шума значительно превышает установленные нормативы, особенно это касается грузовых авто и транспорта, оборудованного прицепами.

Поможет ли дополнительная шумоизоляция?

Поможет. Чтобы посторонние шумы не проникали в салон вашего автомобиля, нужно провести следующие работы:

  • для уменьшения вибрации крышки капота нанести на ее внутреннюю сторону вибро- и звукопоглощающие материалы;
  • обработать шумоизолирующими материалами кузов, обратив особое внимание на «проблемные», вибронагруженные зоны — пол и багажник;
  • выполнить обработку шумоизоляционными материалами колесных арок и задних крыльев.

Выполнение этих несложных мероприятий не только значительно уменьшит шумовое давление на ваши органы чувств, но и поможет сохранить вашу работоспособность, что особенно актуально при длительном нахождении за рулем. Ведь от этого часто зависит не только ваше здоровье, но и ваша жизнь.

Сообщество инициативных граждан «Нам шумно»




2013-03-04