Перспективы российского онлайн-рынка туристических услуг: эксперты прогнозируют стремительный рост

В течение ближайших нескольких лет в России планируется проведение целого ряда крупных международных спортивных событий: в 2013 году всемирная Универсиада пройдёт в Казани, в 2014 году Сочи станет столицей Олимпийских игр, и здесь же будет проводиться российский этап «Формулы-1». Наконец, в 2018 году Россия примет у себя финальный турнир Чемпионата мира по футболу. Такие события повлияли на то, что объёмы инвестиций в российскую инфраструктуру уже сейчас заметно выросли. Вместе с тем число пользователей сети интернет в стране достигло показателя 60 миллионов человек, а интернет-реклама сегодня является одним из наиболее выгодных способов для продвижения продукции. Россияне стали активнее путешествовать, привлекательность России для зарубежных туристов также растёт – и в совокупности эти факторы влияют на повышение интереса к России крупных иностранных венчурных компаний.

Согласно проведённому Hilton Worldwide исследованию, к 2016 году оборот средств от въездного туризма в России составит порядка $15,3 млрд. – то есть увеличится почти в два раза. В период с 2011 по 2016 годы количество зарубежных поездок, совершаемых российскими путешественниками, вырастет на 7,4%, но и эта цифра может быть выше под влиянием общего уровня развития инфраструктуры и появления новых безвизовых направлений. Одним из факторов, задерживающих развитие внутреннего и выездного туризма, по мнению экспертов, в России является высокая стоимость авиабилетов. Многие зарубежные перевозчики-дискаунтеры сегодня открывают новые маршруты, охватывая не только Санкт-Петербург и Москву, но и другие крупные города, однако предложение по-прежнему значительно уступает объёмам спроса. Только 10% россиян в настоящее время финансово могут позволить себе регулярный отдых за границей. С одной стороны, это означает ограниченные возможности; с другой – то, что рынок готов к приходу новых игроков, которые смогут предложить более выгодные условия по более низким ценам.

К онлайн-услугам в настоящее время прибегают порядка 10% российских пользователей интернета. Большинство по-прежнему предпочитают совершать платежи и покупки за наличные оффлайн, в то время как в странах с развитой экономикой показатель активных пользователей онлайн-услуг достигает 50%. Появление новых удобных сервисов может увеличить их число в России в три раза. Так, в прошлом году в русскоязычном сегменте интернета было потрачено на рекламу $1,4 млрд., что свидетельствует об интересе компаний к российским пользователям. По данным туристического сайта momondo.ru, общие траты россиян на бронирование отелей и покупку авиабилетов онлайн в 2011 году превысили сумму в $4 млрд. За два года, что компания действует на российском рынке, её трафик вырос в 7 раз. Momondo объясняет свой успех качественной работой службы поддержки из 17 отделений и созданием удобного интерфейса. Когда пользователи лишь начинают освоение онлайн-услуг, для них в первую очередь важны надёжность и возможность доверять системе, поэтому для взаимодействия с клиентом нужно задействовать все доступные каналы.

К услугам перспективного российского старт-апа, системы бронирования отелей онлайн oktogo.ru, в настоящее время ежемесячно прибегают около 1 млн. человек. Однако Марина Колесник, генеральный директор основанной в Санкт-Петербурге службы бронирования отелей oktogo.ru, уверена, что работа с такими сервисами у российских интернет-пользователей находится только в стадии освоения. «Важную роль в процессе обучения пользователя и управления его поведением играет взаимодействие с ним посредством социальных сетей и call-центра», – поясняет она.

Другим сегментом рынка в России, готовым к появлению новых компаний, являются мобильные приложения для различных устройств на базе операционных систем Android и iOS; потенциал данного рынка составляет около $60 млрд. Эксперты оценивают количество смартфонов у российских пользователей примерно в 10 млн., и ещё примерно по 1 млн. iPod и планшетов на базе Android. И всё это несмотря на то, что в России цены на продукцию Apple в среднем на 40% выше европейских. Таким образом, рынок готов к тому, что появятся более дешёвые устройства. Кроме того, у россиян в настоящее время имеется порядка 13 млн. кредитных карт, но расчёты за товары и услуги по-прежнему в большинстве своём осуществляются за наличные, поэтому у альтернативных способов платежей при покупках через интернет хорошие перспективы.

Российские старт-апы в сегменте онлайн-бронирования сталкиваются с рядом ограничений, которые не позволяют российским туристам путешествовать так же свободно, как это делают граждане других стран. Марина Колесник считает, что кроме привычки россиян совершать бронирования и рассчитываться за них в режиме оффлайн, возможности наших путешественников ограничены необходимостью получать визу для большинства направлений. «Организация удобного сервиса для клиентов из России, независимо от их места жительства, открывает широкие возможности», – уверяет она. Судя по активности российских туристов в использовании сервисов Aviasales, Momondo, Onetwotrip для поиска и Oktogo.ru, Booking.com, Onetwotrip.com, anywayanyday.com для бронирования авиабилетов и отелей, конкуренция между основными игроками будет только расти, а, следовательно, повысится и качество предоставляемых услуг. Покупка российских старт-апов даёт зарубежным инвесторам доступ к огромному рынку, сегодня находящемуся на начальной стадии развития и в будущем способного увеличиться в несколько раз. Это подтверждается и заявлением главы Ассоциации британский туристических агентств, в котором Россия называется первой в списке стран, в которых хотели бы работать члены Ассоциации.



2018-03-14 11:31:45